01 января 1970        267         8

Маркетинг — умение побеждать или лженаука?

Недавно на глаза мне попалась одна заметка, где маркетинг назвали лженаукой. Я решил разобраться, является ли маркетинг таковым или же всё-таки это полноценная самостоятельная наука.

Так всё же, что такое маркетинг? Как сказал один учёный: «Маркетинг — это решение проблем клиента с выгодой для себя». Если говорить более развёрнуто, то маркетинг можно определить, как умение понять, что нужно покупателю, как произвести и подать именно в том виде, в котором покупатель бы хотел видеть определённый товар или услугу. Возьмём в качестве примера мою любимую тему автопромышленности и компании Mercedes-Benz. Что есть в линейке штутгардцев товар традиционный, а что есть продукт маркетинга? Как оказалось добрая половина всех моделей линейки. Модель B класса родилась на свет стараниями маркетологов, ибо существовала и существует на данный момент потребность на рынке в хетчбеках. Мерседесу захотелось поиграть в этой нише, дополнив разнообразие в ней различных моделей. Автомобиль GLK, CLS, GL, CLC: это всё выражение различных потребностей потребителей в конкретных характеристиках автомобиля. Будь то семиместный внедорожник или четырёхдверное купе — каждый автомобиль компании Mercedes-Benz найдёт своего покупателя. Итак, стараниями отдельных людей компания может рассчитывать на то, что её продукт будет иметь спрос. Маркетинг это наука побеждать, если хотите. Если не спросить, что покупатель желает, то невозможно создать идеальный продукт для этого же покупателя. Благодаря стараниям маркетологов мы можем иметь огромнейший ассортимент товаров и выбрать именно то, что нам больше всего хочется. Для покупателя в этом одни преимущества. Что же имеет производитель, обладающий отделом маркетинга? Этот производитель может рассчитывать на больший спрос, нежели предприниматель, пренебрегший данной наукой и назвавший её ложной.

market

Как наука, маркетинг представляет собой комплекс методов по изучению спроса и в соответствии с полученными знаниями формированию адекватного предложения на рынке товаров и услуг. А раз есть свой комплекс методов, понятийный аппарат и даже институт, то маркетинг спокойно можно отнести к разряду наук в качестве равноправного члена этого разряда. Маркетинговые исследования позволяют не только формировать предложение, но и преподносить товар таким образом, чтобы заинтересовать покупателя. Маркетинговые исследования могут проводиться и в части рекламы. Абсолютно один и тот же товар можно позиционировать разными способами: правильным и неправильным. Огромный внедорожник нельзя позиционировать, как автомобиль для женщин и оснащать его опционным оборудованием, предназначенным для аудитории женского пола. Необходимо определить целевую аудиторию, на которую будет приходиться львиная доля продаж и с учётом пожеланий и объективных потребностей целевой аудитории соответствующим образом «подгонять» товар под наиболее «выигрышные» стандарты или же в сознании покупателя сформировать идеальный образ, которому будет соответствовать продукция фирмы.

Что касается таких понятий, как «сетевой маркетинг» или «вирусный маркетинг», то можно сказать, что это так же вспомогательные средства при продвижении продукции или услуг производителя к покупателю. Вирусный маркетинг представляет собой набор способов, позволяющих сделать товар или услугу более известной широкому кругу лиц, попросту говоря, реклама, но немного специфичного характера. Вирусный маркетинг чаще всего это продвижение сайтов или же товаров и услуг в сети Интернет. Сетевой маркетинг же наоборот действует в реальном времени и в реальной жизни. Наиболее широко известный представитель сетевого маркетинга это фирма Kirby и её дилеры, которые занимаются продажей моющей техники и сопутствующих товаров. При том сетевой маркетинг настолько своеобразен, что его представителей порой называют сектой. Родоначальниками сетевого маркетинга выступают индивидуальные предприниматели в США, которые ходили по домам и предлагали купить у них разные товары. Современные представители сетевого маркетинга действуют примерно так же, только масштабы возросли и в России приобрели явно утрированный оттенок. Приходя устраиваться на работу в подобную сферу, вы сначала сталкиваетесь с тем, что в офисе подобных компаний играет музыка, сотрудники веселятся, прыгают, скачут, хлопают в ладоши и кричат лозунги о том, какие они молодцы и что их ждёт успех. Зрелище, явно настораживающее и пугающее, но на практике такой настрой позволяет добиваться того, что люди предпочтут своим пылесосам Bosh более дорогие модели, стоимость которых зашкаливает за 100 тысяч рублей. Оба этих способа являются крайне «фанатичными» и утрированными, подражающими американской модели ведения бизнеса, но в то же время они крайне действенны и продуктивны без необходимости внесения в товар или услугу коренных изменений, а преподнесения объективно крайне невыгодных условий как наиболее выгодный вариант в глазах покупателя.

Итак, подводя итог вышесказанному, следует добавить, что любая новая наука с точки зрения людей консервативного, а, попросту говоря, устарелого склада мышления считается ложной. Вспомним время, когда во времена социализма генетика считалась «продажной девкой империализма» и лженаукой, а в настоящее время силами учёных генетиков человечество научилось лечить различные недуги. Так же и в случае с маркетингом. За границей, в развитых странах, люди, умеющие понять и дешифрировать для босса информацию о том, что хотел бы покупатель, ценятся «на вес золота». Русский человек только начинает приобщаться к большому, малому и среднему бизнесу, ведь 18 лет это очень малый срок для того, чтобы постичь все тонкости предпринимательства и российскому бизнесу ещё предстоит понять полезность и чрезвычайную необходимость науки уважения и пути навстречу клиенту.

Обсуждение: 8 комментариев
  1. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  2. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  3. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  4. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  5. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  6. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  7. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить
  8. admin:

    Про удаление кошельков уже писалось несколько раз — кошельки в системе удалять нельзя!
    Функцию удаления убрали и восстанавливать не собираются, поэтому придется вам смириться с визуальными неудобствами… fellow

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *